Главная » Файлы » Литература

Разработка урока
[ Скачать с сервера (971.5 Kb) ] 28.09.2013, 16:10

Тема урока.  «Прометей».

        Цель:    

·         выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

·         развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

·         воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

 

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

 

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

 

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1.Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

 

4.2.Беседа.

- Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе  богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

- Что подарил людям Прометей?

- Выразительное чтение мифа от слов  «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

- Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

- Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

- Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

 

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» - восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро диКозимо и др.

           

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

 

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

 

4.6.Выразительное чтение фрагмента из «Письма о пользе стекла…» М.В.Ломоносова.

Взирая в древности народы изумленны,

Что греет, топит, льёт и светит огнь возжженный,

Иные божеску ему давали честь;

Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,

Представили в своем мечтанье Прометея,

Что, многи на земли художества умея,

Различные казал искусством чудеса:

За то Минервою был взят на небеса;

Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.

Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.

Предерзкого к горе великой приковал

И сильному орлу на растерзанье дал.

Он сердце завсегда коварное терзает,

На коем снова плоть на муку вырастает.

Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;

И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит…

 

IV. Подведение итогов урока.

- Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

 

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Героимифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение оГеракле.

Категория: Литература | Добавил: оис
Просмотров: 3665 | Загрузок: 116 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map