Главная » Файлы » Литература |
[ Скачать с сервера (43.5 Kb) ] | 28.09.2013, 15:53 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока. «Как Бадыноко
победил одноглазого великана». Цель: ·
выявить
жанровые особенности предания; познакомить с нартским эпосом (происхождение
слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном
герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение
собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об
Одиссее; ·
формировать
исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, выразительного чтения, работы с
иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте; ·
воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу. Оборудование:
фрагмент художественного
фильма об Одиссее.
ХОД УРОКА. І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы, цели, плана урока. 2.Слово учителя. Предание как жанр. Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором
повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей,
происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания
характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также
обращённость в прошлое. Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у
читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности. Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания,
в них предстаёт прежде всего местная история. Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они
определяются людскими симпатиями и антипатиями. Предания можно разделить на три группы: - мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых
и пр.; - натуралистические – о происхождении
растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о
фантастических животных и пр.; - исторические. Исторические в свою
очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические
предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных
памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец,
предания о полезных ископаемых.
3.Рассказ о нартском эпосе. Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа,
его основу составляют сказания о
происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего
у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме. Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в
VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться
в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события. Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от
иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п. Многие языковеды утверждают, что народом-создателем
эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом
туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в
науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый
общекавказский памятник древней эпической поэзии. В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё
в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне: Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. … Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского… Бадыноко прежде всего – защитник родной земли,
беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его
мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым
разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается
скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и
благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от
изъявлений благодарности. При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к
людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его
некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку. Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был
Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе
кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном
языке несколько сказаний нартов.
4. Беседа. - Как появился нартский эпос? - Объясните значение слова «нарт». - Каковы качества характера Бадыноко?
5. Анализ предания. - Назовите героев предания о Бадыноко. Хагур с
семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан. - На какие части можно условно разделить предание? Рассказ
Хагура и подвиг Бадыноко. - В какой части предания о Бадыноко можно найти общие
черты с мифом об Одиссее на острове циклопов? В рассказе
Хагура.
6. Просмотр фрагмента художественного фильма об
Одиссее.
7. Исследовательская работа с текстом.
8. Обращение к домашнему заданию. Художественный
пересказ эпизода встречи Бадыноко с великаном. Обращение к выставке
иллюстраций. - Какие силы помогли Бадыноко расправиться с
великаном? - Найдите в тексте цитату, содержащую ответ на вопрос. «Но крепко
держала злобного великана справедливая земля: не мог он вырваться». - За что был наказан великан? За
коварство, жестокость, хитрость. - Какие качества Бадыноко проявились в финальной части
предания? Великодушие,
бескорыстие, честность. Он отказался взять в жёны красавицу, поскольку желал,
чтобы она была счастлива с любимым.
IV. Подведение итогов урока. - Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко,
сложенной Хагуром? - Кто такой Хагур? Хагур – это
собирательный образ народа, помнящего о своих героях. - Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко». Нартский муж Бадыноко, Быстроокий,
бесстрашный, Был для нартов
душою, Был грозою для
чинтов. Был он сильным,
удалым, Ста ударам был
равен Взмах меча Бадыноко. Был повсюду он
славен — И вблизи, и
далеко, И повадкой
особой, И посадкой
особой, И особою
хваткой. Говорили
повсюду: "Всех сильней
Бадыноко!” "Всех смелей
Бадыноко!”
V. Домашнее задание. 1.Прочитать
«Сказку о молодильных яблоках и живой воде». 2.Выписать из
текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия волшебных
предметов. 3.Выписать из
текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам. 4.Индивидуальные задания: -подготовить
сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока; -подобрать
иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и И.Я. Билибина). | |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 13875 | Загрузок: 340 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||