Главная » Файлы » Литература |
[ Скачать с сервера (50.0 Kb) ] | 28.09.2013, 15:47 |
Тема урока. «Солдат и смерть». Цель: ·
выявить
главное свойство жанра легенды, заключающегося в утверждении этических норм
христианства; определение художественной идеи легенды «Солдат и смерть»,
проявляющейся в отношении героя к смерти как части жизни; ·
формировать
исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, выразительного чтения, работы с
иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте; ·
воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование:
иллюстрации
учащихся.
ХОД УРОКА. І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы, цели, плана урока. 2.Обращение к учебнику. Работа с понятием «легенда». Легенда – вошедший в традицию устный
народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или
представление, воспринимающиеся как достоверные. Легенда выражает христианские
понятия и представления. Главным
свойством жанра стало
утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под
влиянием воодушевлённого отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской,
житейский, обыденный лад. Классификация
легенд. ·
Рассказы о
жизни Спасителя, о подвигах его учеников. ·
Легенды о
грешниках и праведниках. ·
Легенды
сказочного происхождения. ·
Легенды на
тему греха (о скупости, пьянстве, лености и тунеядстве). ·
Легенды о
преступлениях и семейных отношениях (детоубийстве, долге перед родителями и
др.), судьбе и смерти. Персонажи
легенд – святые,
Богородица, Христос. Легенды часто сближаются с бытовыми сказками.
3.Беседа. - Что такое легенда? - Каковы основные свойства жанра? - Какими бывают легенды? - Назовите героев легенд.
4. Обращение к домашнему заданию. Художественный
пересказ эпизодов легенды, комментарии к иллюстрациям. 1 вариант. «Прощание с друзьями. Встреча со
старухой». 2 вариант. «Чудесная котомка. В усадьбе у барина». 3 вариант. «Солдат и нечистая сила. Солдат на том
свете». 4 вариант. «Солдат у райскихворот. Солдат «откармливает»смерть (в мешке с камнями,
втабакерке, в яме)».
5. Анализ легенды. - Назовите героев легенды «Солдат и смерть». Господь,
смерть, ангелы, Михаил-архангел, сатана, король, старуха, барин, черти, два
молодца. - Устно создайте портрет солдата. На что вы будете
обращать особое внимание в созданном вами портрете? У солдата
ничем непримечательное лицо. Таких немало среди простых людей. Характерная
черта его облика – лукавая усмешка в глазах.
6. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. 1 вариант. - Найдите в тексте реплики
солдата. Какая лексика характерна для речи героя? 2 вариант. - Найдите в тексте реплики
Господа, ангелов, Михаила-архангела. Какая лексика характерна для речи героев? Для речи солдата, смерти, Господа и ангелов характерны просторечные слова
и выражения. - Что необычного вы заметили
в изображении Господа? Каким он представлен в легенде? Господь имеет черты характера простого человека. Он справедлив, доверчив,
немного наивен. Смерть является здесь не отвлечённым понятием, а согласно древнейшему представлению, живою, олицетворённую. С ней легко
может справиться смертный человек. В легенде
смешаны языческие и христианские понятия. Веру народ воспринимает на мирской,
житейский, обыденный лад.
7. Художественный пересказ сказки братьев Гримм
«Смерть кума». У одного бедняка было двенадцать человек детей, и он
должен был день и ночь работать, чтобы добыть им хлеб насущный. Когда родился у
него тринадцатый ребенок, он уж и не знал, как ему быть, выбежал на большую
дорогу и хотел позвать к себе в кумовья первого встречного. Первый, встретившийся ему на дороге, был сам Господь
Бог, и ему было уже известно, что у бедняка на сердце; Бог и сказал ему:
"Мне жаль тебя, бедного. Я приму твоего ребенка от купели, буду о нем
заботиться и наделю его счастьем на земле". Бедняк спросил его: "А
кто ты таков?" - "Я - Господь Бог". - "Ну, так я тебя не
хочу в кумовья брать, - сказал бедняк, - ты все только к богатым щедр, а
бедного голодать заставляешь". Это он говорил потому, что не знал, как
премудро распределяет Бог богатство и бедность между людьми. И отвернулся он от Господа, и пошел своим
путем-дорогою. Тут подошел к нему дьявол и сказал: "Чего ты
ищешь? Не хочешь ли меня взять в крестные к твоему ребенку, так я его тогда
осыплю золотом с головы до ног и доставлю ему все радости мира". Бедняк
спросил его: "Да ты кто же?" - "Я - дьявол". - "Ну,
так я тебя в крестные не желаю, - сказал бедняк, - ты всех обманываешь и
вводишь людей в соблазн". И пошел далее своим путем-дорогою, и видит - идет ему
навстречу Смерть, ковыляя на своих костлявых ногах, и говорит: "Возьми
меня в кумовья". Бедняк спросил: "А ты кто?" - "Я - Смерть,
которая всех приравнивает". - "Ну, так ты и есть мой настоящий кум! -
сказал бедняк. - Ты безразлично уносишь и бедного, и богатого... Ты и будь
моему ребенку крестной". Смерть сказала: "Я твоего ребенка обогащу и
прославлю - тот, кто со мною дружит, во всем должен иметь удачу". Бедняк
сказал: "Мы крестим в будущее воскресенье: смотри же, не опоздай". Смерть явилась по обещанию и стояла у купели как
настоящая крестная. Когда мальчик подрос, явилась однажды к нему крестная
и приказала ему за собою следовать. Она вывела крестника в лес, указала ему на
какую-то травку, которая в лесу росла, и сказала: "Вот тебе от меня
крестильный подарок. Я тебя сделаю знаменитым врачом. Когда тебя позовут к
больному, я каждый раз буду тебе являться: если я буду стоять в головах у
больного, то ты можешь смело утверждать, что его вылечишь, и если дать ему этой
травки, он и точно выздоровеет; но если увидишь меня в ногах у больного, то знай,
что он - мой, и тогда ты должен сказать, что ни один врач в мире его спасти не
может. Но берегись: не давай больному травы против моей воли, а то тебе самому
может быть плохо". Немного времени спустя юноша сделался знаменитейшим
врачом во всем свете. "Стоит ему только взглянуть на больного, так уж он
знает, как обстоит дело, и скажет сразу: выздоровеет он или умрет", - так
всюду шла о нем молва, и отовсюду приходили к нему лечиться, приводили больных
и давали ему за лечение столько золота, что он вскоре разбогател. Вот и случилось, что заболел сам король: позвали к
нему врача, чтобы он сказал, возможно ли выздоровление. Когда он подошел к
постели больного, то увидел, что смерть стоит у него в ногах и никакой надежды
на исцеление нет. "А что, если я попытаюсь хоть однажды перехитрить
Смерть? - подумал врач. - Она, конечно, на меня прогневается, но так как я ее
крестник, то она на это, конечно, посмотрит сквозь пальцы... А ну-ка,
попытаю". И взял он больного на руки и переложил его на кровати
так, что Смерть у него очутилась уже не в ногах, а в головах. Затем он дал ему
своей травки, и король оправился и вновь выздоровел. А Смерть явилась к врачу, насупившись и сурово сдвинув
брови, погрозила ему пальцем и сказала: "Ты вздумал меня провести - на
этот раз я тебе спущу, потому что ты мой крестник; но если ты еще раз
осмелишься это сделать, то тебе несдобровать, и я унесу тебя самого". Вскоре после того заболела дочь короля. Она была у
него единственным детищем, и бедный король плакал день и ночь над нею, почти
ослеп от слез и объявил ко всеобщему сведению, что кто ее спасет от смерти, тот
получит ее в супруги и наследует корону. Врач, явившись к постели больной, увидел Смерть у нее
в ногах. Он должен был бы вспомнить о ее предостережении, но красота королевны
и обещанное ему счастье в супружестве с нею так отуманили его, что он позабыл
все на свете. Не посмотрел он и на то, что Смерть бросала на него
гневные взгляды, что поднимала руку и грозила ему своим костлявым кулаком; он
поднял больную на руки и переложил ее так, что голова ее очутилась в ногах, а
ноги - на месте изголовья. Тогда он дал ей отведать своей травки, и тотчас
зарделись ее щеки румянцем, и жизнь вновь возвратилась к ней. Смерть, таким образом, вторично обманутая врачом,
который вырвал у нее из рук ее добычу, медленно приблизилась к врачу и сказала:
"Ну, теперь уж нет тебе пощады: очередь за тобою..." Своею холодной
как лед рукою ухватила она его так крепко, что он не мог и думать о
сопротивлении, и повела его в подземную пещеру. Там увидел он нескончаемые ряды тысяч и тысяч свечей,
горевших ярким пламенем: одни из них были большие, другие - средней величины,
третьи - совсем маленькие. Ежеминутно одни погасали, а другие загорались вновь,
так что огоньки, постоянно меняясь, как бы переносились с места на место. "Вот видишь, - сказала Смерть, - это все свечи
жизни людей. Большие - это свечи детей, средние принадлежат людям во цвете лет
и сил, маленькие - старикам. Но и у детей, и у молодых людей часто бывают очень
маленькие свечи". - "Покажи мне свечу моей жизни", - сказал врач
и думал, что она должна быть еще достаточно велика. Смерть указала ему маленький кончик свечи, который
вот-вот готов был догореть, и сказала: "Видишь, вот она". - "Ах,
дорогая крестная! - заговорил испуганный врач. - Зажгите мне новую свечу из
любви ко мне, чтобы я мог насладиться жизнью, быть королем и супругом
прекрасной королевны!" - "Не могу этого сделать, - отвечала Смерть, -
сначала должна она погаснуть, а потом уж может быть зажжена новая на ее месте".
- "Так поставьте хоть огарочек-то моей старой свечи на новую, которая бы
тотчас могла загореться, когда огарочек догорит", - молил врач. Смерть прикинулась, как будто желает исполнить его
желание, и добыла новую большую свечу; но так как она хотела отомстить врачу, то
при перестановке свеч она преднамеренно вздрогнула, и огарочек свечи врача упал
и погас. В тот же миг и сам врач упал на землю, и сам попался в
когти Смерти.
- Какой представлена смерть в немецкой сказке? Смерть представлена
как крестная человека. С самого рождения она сопровождает героя, помогая ему и
в то же время напоминая о неизбежном конце. В сказке нашли отражение
представления о смерти как части жизни.
IV. Подведение итогов урока. - Какие общие черты имеют русская и немецкая сказка? В русской и
немецкой легендах действуют одни и те же персонажи – смерть и человек. В обеих
легендах звучит мысль о бессмертии человека, делающего добро людям. В русской
легенде Господь наградил солдата бессмертием за его любовь к людям, а герою немецкой
легенды не удалось второй раз перехитрить смерть, поскольку он искал счастья
для себя. - О чём говорит обращение к образу смерти в легендах и
сказках разных народов? Людям всех
национальностей присущи размышления о жизни и смерти, стремление к познанию
тайн бытия. Осознание неизбежности смерти способствует осмыслению ценности
человеческой жизни.
V. Домашнее задание. 1.Прочитать
сказку «Как Бадыноко победил одноглазого великана». 2.Перечитать миф
«Одиссей на острове циклопов. Полифем», изученный в 5 классе. 3.Подготовить
художественныйпересказ встречи Бадыноко с великаном. Создать иллюстрации к
эпизоду. 4.Индивидуальное
задание. Подготовить
выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко». | |
Просмотров: 8468 | Загрузок: 196 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |