Главная » Файлы » Литература

Разработка урока
[ Скачать с сервера (1.74 Mb) ] 09.11.2013, 15:17

        Тема урока. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.

        Цель:    

·         выявить признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады «Светлана», связанного с личностью В.А.Жуковского, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши Протасовых;

·         формировать навыки составления цитатного плана, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

·         воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

        Оборудование: мультимедийная презентация.

 ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

 II.       Проверка домашнего задания.

1.Выявление первоначального читательского представления.

- Какой вы представляете себе героиню баллады?

- Какие эпизоды показались вам наиболее интересными?

- Как вы думаете, почему героиня накануне свадьбы увидела такой страшный сон?

 2.Проверка цитатного плана. Лексическая работа.

 III.      Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока.

 2.Слово учителя о В.А.Жуковском.

Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Расцвету лирического творчества сопутствовали  глубокие личные переживания Жуковского, вызванные любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом вызвал в ее душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его лирическим произведениям драматическую окраску.

Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта.

В творчестве Жуковского преобладали элегии (лирические стихотворения, проникнутые философскими размышлениями, грустными раздумьями)  и баллады (стихотворения с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом).

 3.Определение жанра баллады.

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средиземного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном. В английском и шотландском фольклоре сложился иной тип баллады, основанной на народных преданиях, на использовании героических страниц национальной истории.

В устном народно-поэтическом творчестве баллада – лирико-эпическое произведение с фантастическим колоритом.

Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного, необычного, необъяснимого. Он изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстаёт как царство мистических, сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы. В центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных качеств, тогда наступает возмездие за его бесчеловечность.

 3.История создания баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Жуковский создал новый тип баллады, для которого характерно более точное осмысление чудесного вымысла, более прочное и ощутимое его соединение с бытовой жизнью народа. Героине баллады  был необходим свой голос, свои бытовые приметы, отношения с народной жизнью.

«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского - посвящена Саше Протасовой. Между тем в образе героини баллады проглядывают черты, напоминающие её старшую сестру Марию, глубокая любовь к которой прошла через всю жизнь поэта.

 Маша и Саша – дочери Екатерины Афанасьевны Протасовой, младшей дочери Бунина. Ещё в 1797 г. она овдовела, муж много проиграл в карты и оставил долги; все его имения пошли с молотка. Екатерина Афанасьевна хотела жить самостоятельно, уехала с детьми в Белев.

Будучи в стеснительных обстоятельствах, она не могла нанять для девочек учителей и попросила Жуковского заниматься с её дочерьми – двенадцатилетней Машей и десятилетней Сашей – литературой, историей, языками, рисованием.

Жуковский был к этому внутренне готов: он видел в учительстве пользу и для себя. Он разрабатывал планы занятий, увлёкся этим, и уроки стали необыкновенно интересны для девочек. Во время чтения и бесед он постоянно убеждал их в том, что человек должен быть чувствительным и добрым. На прогулки он брал с собой альбом и делал зарисовки. Увлеклись рисованием и девочки.

Маша и Саша были влюблены в своего доброго и умного учителя. Маша не слыла красавицей, но редко встречалось такое милое лицо. Жуковский стал замечать, что он всё более любит её.  «Это чувство родилось вдруг, - писал он в дневнике, - отчего – не знаю; но желаю, чтобы оно сохранилось. Я им наполнен, оно заставляет меня мечтать, воображать будущее с некоторым волнением».

Сашина судьба решалась в тот период, когда Жуковский работал над «Светланой». К Саше посватался приятель Жуковского, литератор и журналист А.Ф.Воейков. Баллада предназначалась ей как свадебный подарок.

 Но каким же образом в творческом замысле «Светланы» ясная и светлая судьба девушки соединялась с тревожным, несмотря на радостный финал, сюжетом баллады?

В это время Жуковского чрезвычайно волновала мысль о жестокой власти провидения, о неизбежной покорности ему человека, несмотря на то, что каждый имеет право на свободный поступок.

Поэзия опережала жизнь, предсказывала печальное будущее, драму двух жизней: Екатерина Афанасьевна не захочет выдать Машу замуж за поэта и чем дальше, тем более неприязненно и даже враждебно станет к нему относиться (вернёт своё расположение Жуковскому она лишь после замужества Маши, смирившейся с судьбой). Это была драма любви, мучительной невозможности самого счастливого, как казалось Жуковскому и Маше, брака.

Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Сюжет баллады драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую развязку. Главная мысль баллады об определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы, в жизни человека.

 IV. Подведение итогов урока.

Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.

 Поэт обработал на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских читателей с неведомыми им старинными сюжетами.

 Жуковский оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил явление пушкинской лирики.

V. Домашнее задание.        

1.Выучить наизусть отрывки из баллады.

1 группа. От слов: «Смолкло все опять кругом...» до слов: «Ах!.. и пробудилась».

2 группа. От слов: «Тускло светится луна…» до слов: «Ангел-утешитель».

3 группа. От слов: «Где ж?.. У зеркала одна…» до слов: «Радость иль кручину?»

4 группа. От слов: «Что же твой, Светлана, сон…» до конца баллады.

2. Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о крещенских гаданиях, комментарий строк в начале баллады, где речь идет о действиях гадающих;

-подготовить сообщение о значении имени «Светлана».

3.Групповое задание.

1 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте?

2 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте?

Категория: Литература | Добавил: оис
Просмотров: 2752 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map