Главная » Файлы » Литература

Разработка урока
[ Скачать с сервера (2.31 Mb) ] 09.11.2013, 15:03

Тема урока. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.   

        Цель:    

·         формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;

·         развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;

·         воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.

        Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм.

 ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока. 

2.      Работа с учебником.

2.1. Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII века», заполнение таблицы.

Первая половина  XVIII века

События в общественной жизни

События в литературной жизни

 

 

 2.2. Чтение статьи учебника, посвящённой М.В.Ломоносову, составление плана первой части статьи.

 3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова.

В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого. Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю России под названием «бироновой» эпохи.

По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же решил подать прошение в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Но и там возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских детей от учения «отрешить». Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина. Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи Ломоносова в учёбе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов. Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы грамматики.

В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.

Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.

В конце января 1736 г. вышел в свет трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» известного поэта и переводчика В.К.Тредиаковского. Ломоносов предлагает свою систему русского стихосложения.

Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.

Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.

Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.

 4.Работа с учебником. Составление плана второй части статьи, посвящённой Ломоносову.

 5. Обращение к иллюстративному ряду.

- Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).

Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.

- Сообщение «искусствоведа» о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).

В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.

Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.

Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.

Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.

 6. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове.

 IV. Подведение итогов урока.

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке, посвящённом жизни и творчеству М.В.Ломоносова…»

Я узнал(а), что…

Я понял(а), что…

Я хотел(а) бы узнать…

 V. Домашнее задание.        

1.Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.

2.Индивидуальные задания:

-выучить наизусть отрывок из произведения «Утреннее размышление о Божием величестве» от слов «Когда бы смертным толь высоко…» до слов «Что Ты творить нам повелел!»;

-подготовить сообщение о ссоре с профессорами академии;

- подготовить сообщение о борьбе М.В. Ломоносова с противниками русской науки в 1761 г.;

- подготовить сообщение об Анакреоне;

-выразительно прочитать наизусть стихотворение Анакреона «К цикаде»;

-подготовить сообщение о символическом значении образа цикады и кузнечика.

Категория: Литература | Добавил: оис
Просмотров: 2180 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map