Главная » Файлы » Литература

Разработка урока
[ Скачать с сервера (1.59 Mb) ] 05.10.2013, 14:51
        Тема урока. «Сказание о белгородских колодцах».

        Цель:    

·         воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;

·         формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся,  навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

·         воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

 Оборудование: мультимедийная презентация.

 ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Беседа.

Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаящевселеную» («Повесть временных лет»).

- Каков смысл сравнения?

Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.

- Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?

Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.

 3. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.

- Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?

- Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?

Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.

Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.

 4. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».

План.

1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.

2.Антониев монастырь.

3.Николо-Дворищенский собор.

4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.

До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.

Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.

Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.

Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо-МирожскийЗавеличский монастырьво Пскове.Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.

- Что характерно для памятников архитектуры этого периода?

 5. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет». 

Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Bот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить».

Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные  документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

 По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…»  по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

 6. Слово учителя.

«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.

Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.

В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.

О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.

Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.

Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.

На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.

 7. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.

Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.

Латка - гончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.

Лукошко (от лук, лука́ — "изгиб, дуга") — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.

Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.

Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.

 - Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.

Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.

- Как можно оценить поступок белгородцев?

Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.

- Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.

Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».

Его писали в три слова: «въсвоя си».

Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

 8. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»

 9.Сообщение «литературоведа» о Несторе.

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию  и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. -  Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

 10.Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

- Каким вы представляете героя оперы?

 11. Обращение к иллюстрации трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.

- В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?

 12. Выразительное чтение учителем фрагмента из Повести временных лет» на древнерусском языке от слов «Въ лето 6505. Володимерушедшю к Новгороду» до слов «и въсвояидоша».

Вълѣто 6505. Володимерушедшю к Новугороду по вѣрхъниевоѣ на печенѣгы, бѣбо рать велика бес пересту. В то же время увѣдашапеченѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа околоБѣлагорода. И не дадяхутьвылѣсти из града. Бѣбоголодъвеликъвьградѣ, и не лзѣВолодимиру помочи, и не бѣлзѣпоити ему, и еще босябяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣмножьство много. И удолжишася, остоячевьградѣ люди, и бѣ глад великъ. И створишавѣчевьградѣ и рѣша: «Се хочемьпомрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ныумрети? Вдадимсяпеченѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И такосвѣтъствориша. И бѣ же одинъстарець не былъ в вѣчитомь, вьпрашаше: «Что ради створишавѣчелюдье?» И повѣдаша ему, яко утро хотятьсялюдьепередатипеченѣгомъ. Се же слышавь, посла по старѣйшиныградьскыя и речеимъ: «Слышахъ, яко хочетепередатисяпеченѣгомъ». Они же рѣша: «Не стѣрпятьлюдье голода». И речеимъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обѣщашасяпослушати. И речеимъ: «Сберете по горьсти овса, или пшеницѣ, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повелѣ женам створитицѣжь, в немжеварять кисель, и повелѣкопатикладязь, и вьставититамо кадь, и нальяцѣжа кадь. И повелѣкопатидругийкладязь и вьставититамо другую кадь. Повелѣимьискати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бѣбо погребено вькняжимедуши. И повелѣросытити воду велми и вьльятивь кадь и в друземькладязѣтако. Наутрѣя же посла попеченѣгы. Горожани же рекоша, шедше, печенѣгомъ: «Поимете к собѣ тали наша, а васъ до 10 мужь идете вьградъ и видите, что сядѣетьвьградѣнашемь». Печенѣзи же радѣбывше, мняще, яко хотятьсяпередати, а сами избрашалучшии мужи вьградѣ[299] и послашая вь град, да розъглядають, что сядѣетьвьградѣ у нихъ. И придошавьградъ, и рекошалюдие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лѣт, что можете створитинамъ? Имѣемьбокормьлюот земля. Аще ли не вѣруете, да видите своимаочима». И приведоша я кькладязю, идѣжецѣжь, и почерпошавѣдромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведошакьдругомукладязю, и почерпоша сыты, и почашаясти первое сами, потом же и печенѣзѣ. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему вѣры наши князи, аще не ядять сами». И людьенальяша корчагу цѣжа и сыты от кладязя и вдашапеченѣгомъ. Они же, пришедше, повѣдаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенѣжьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онѣхъпустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.

 - Какова интонация отрывка?

Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер  ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.

 IV. Подведение итогов урока.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я понял(а)…

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать в учебнике определение исторической повести.

2.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».

3.Составить план «Повести оразорении Рязани Батыем».

4.Подготовить художественныйпересказ эпизода сраженияЕвпатияКоловрата.

5.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания«Повести…» и ее роли в летописном своде;

- выразительно прочитать эпизод от слов: «Князь Ингварь...» до слов: «И была радость христианам...»;

-выразительно прочитать стихотворение Н.М. Языкова «Евпатий». 

Категория: Литература | Добавил: оис
Просмотров: 3411 | Загрузок: 117 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map