Главная » Файлы » Литература

Разработка урока
[ Скачать с сервера (971.5 Kb) ] 28.09.2013, 16:14

        Тема урока. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

        Цель:    

·         выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

·         формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,  навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

·         воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

 Оборудование: мультимедийная презентация.

 ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

- Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

 3.Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги,  стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

 -  Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

-  Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

- Почему вход в избушку со стороны леса?

 4. Сообщение подготовленного ученика об Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

 - Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

- В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

 5. Сообщение подготовленного ученика о символическом значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

 6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.

Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Яга  даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

  7. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.

Группа 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

 

Элементы композиции

Мотив

Пример

 

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

 Группа 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Роли

Персонажи

Вредитель

Прекрасная девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные кони, Нагай-птица

Царевна

Девица Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные герои

Фёдор-царевич, Василий-царевич

Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки.

- Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

- Как распределены роли в сказке?

 - Каковы характерные мотивы сказки?

 8. Обращение к домашнему заданию. 

- Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный.

 

9.Работа над языком сказки.

- Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи.

- Какова интонация русских народных сказок?

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

 IV. Подведение итогов урока.

- Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

 V. Домашнее задание.        

1.Подготовить художественный  пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

2.Составить план вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, оМстиславовом Евангелии;

- подготовить сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе;

- прокомментировать трудныеслова из текста сказания.

4.Групповое задание.

Оформить выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему. 

Категория: Литература | Добавил: оис
Просмотров: 13890 | Загрузок: 271 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 4.3/7
Всего комментариев: 1
1 GiBOWrect  
0
Пpосто униkальный пpодукt во Bсех otн0шениях. Огpаничeнн0e прeдложениe в kaчестве подaрка к большим праздниkам. вы полuчиtе качeстBенный, сенсационный звуk. И все это бeз учасtия вaших рук.
ПрoBеpено уже мнoгиmи meлоmанamи!
Подp0бнoсти тoльkо https://goo.gl/Y7tRDK#HoumnNeineesondoulse - здесь

Имя *:
Email *:
Код *:
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map