Главная » Файлы » Литература |
[ Скачать с сервера (971.5 Kb) ] | 28.09.2013, 16:14 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Цель: · выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»; · формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте; · воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу. І. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы, цели, плана урока. 2.Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». - Назовите героев сказки. Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы. Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга». Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых. Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём. - Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить? - Почему вход в избушку со стороны леса? Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века. Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня. Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан. Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя. - В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем? Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты. Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует. Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки. Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой. Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя. Группа 1. В таблице ученики заполняют третью часть.
Учащиеся заполняют правую часть таблицы.
Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки. - Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»? - Как распределены роли в сказке? - Каковы характерные мотивы сказки? - Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании? Кувшинец о двенадцати рылец. Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Терем под золотой крышей. Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою. Избушка на курьей ножке об одном окошке. Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой. Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный. 9.Работа над языком сказки. - Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи. - Какова интонация русских народных сказок? Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню. - Чему учит сказка? Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству. 1.Подготовить художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах». 2.Составить план вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе. 3.Индивидуальные задания: - подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, оМстиславовом Евангелии; - подготовить сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе; - прокомментировать трудныеслова из текста сказания. 4.Групповое задание. Оформить
выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 13890 | Загрузок: 271 | Комментарии: 12 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||