Тема урока. Жанр баллады в
творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.
Цель:
·
выявить
признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады «Светлана», связанного
с личностью В.А.Жуковского, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши
Протасовых;
·
формировать
навыки составления цитатного плана, умения выделять главное в прослушанном
сообщении;
·
воспитывать
интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.
Оборудование:
мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Выявление первоначального
читательского представления.
- Какой вы представляете себе героиню
баллады?
- Какие эпизоды показались вам наиболее
интересными?
- Как вы думаете, почему героиня
накануне свадьбы увидела такой страшный сон?
2.Проверка цитатного плана. Лексическая
работа.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя о В.А.Жуковском.
Жуковский положил начало развитию русского романтизма.
Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и
блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной
жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом
стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.
Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского, вызванные
любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом
вызвал в ее душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его
лирическим произведениям драматическую окраску.
Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя
смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта.
В творчестве Жуковского преобладали элегии (лирические стихотворения, проникнутые философскими
размышлениями, грустными раздумьями) и баллады (стихотворения с историческим,
фантастическим или сказочным сюжетом).
3.Определение жанра баллады.
Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке
Франции, на побережье Средиземного моря, большей частью во Французских
Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую
песню любовного характера с рефреном. В английском и шотландском фольклоре
сложился иной тип баллады, основанной на народных преданиях, на использовании
героических страниц национальной истории.
В устном народно-поэтическом творчестве баллада – лирико-эпическое
произведение с фантастическим колоритом.
Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного,
необычного, необъяснимого. Он изображает события, восходящие к народным
легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстаёт как
царство мистических, сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в
атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы. В
центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой
может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных
качеств, тогда наступает возмездие за его бесчеловечность.
3.История создания баллады
В.А.Жуковского «Светлана».
Жуковский создал новый тип баллады, для которого
характерно более точное осмысление чудесного вымысла, более прочное и ощутимое
его соединение с бытовой жизнью народа. Героине баллады был необходим свой голос, свои бытовые
приметы, отношения с народной жизнью.
«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского
- посвящена Саше Протасовой. Между тем в образе героини баллады проглядывают
черты, напоминающие её старшую сестру Марию, глубокая любовь к которой прошла
через всю жизнь поэта.
Маша и Саша –
дочери Екатерины Афанасьевны Протасовой, младшей дочери Бунина. Ещё в 1797 г.
она овдовела, муж много проиграл в карты и оставил долги; все его имения пошли
с молотка. Екатерина Афанасьевна хотела жить самостоятельно, уехала с детьми в
Белев.
Будучи в стеснительных обстоятельствах, она не могла
нанять для девочек учителей и попросила Жуковского заниматься с её дочерьми –
двенадцатилетней Машей и десятилетней Сашей – литературой, историей, языками,
рисованием.
Жуковский был к этому внутренне готов: он видел в
учительстве пользу и для себя. Он разрабатывал планы занятий, увлёкся этим, и
уроки стали необыкновенно интересны для девочек. Во время чтения и бесед он
постоянно убеждал их в том, что человек должен быть чувствительным и добрым. На
прогулки он брал с собой альбом и делал зарисовки. Увлеклись рисованием и
девочки.
Маша и Саша были влюблены в своего доброго и умного
учителя. Маша не слыла красавицей, но редко встречалось такое милое лицо.
Жуковский стал замечать, что он всё более любит её. «Это чувство родилось вдруг, - писал он в
дневнике, - отчего – не знаю; но желаю, чтобы оно сохранилось. Я им наполнен,
оно заставляет меня мечтать, воображать будущее с некоторым волнением».
Сашина судьба решалась в тот период, когда Жуковский
работал над «Светланой». К Саше посватался приятель Жуковского, литератор и
журналист А.Ф.Воейков. Баллада предназначалась ей как свадебный подарок.
Но каким же
образом в творческом замысле «Светланы» ясная и светлая судьба девушки
соединялась с тревожным, несмотря на радостный финал, сюжетом баллады?
В это время Жуковского чрезвычайно волновала мысль о жестокой
власти провидения, о неизбежной покорности ему человека, несмотря на то, что
каждый имеет право на свободный поступок.
Поэзия опережала жизнь, предсказывала печальное
будущее, драму двух жизней: Екатерина Афанасьевна не захочет выдать Машу замуж
за поэта и чем дальше, тем более неприязненно и даже враждебно станет к нему
относиться (вернёт своё расположение Жуковскому она лишь после замужества Маши,
смирившейся с судьбой). Это была драма любви, мучительной невозможности самого
счастливого, как казалось Жуковскому и Маше, брака.
Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В
нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Сюжет баллады
драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую
развязку. Главная мысль баллады об
определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы, в жизни человека.
IV. Подведение итогов урока.
Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя
опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам
народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
Поэт обработал
на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских
читателей с неведомыми им старинными сюжетами.
Жуковский
оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил
явление пушкинской лирики.
V. Домашнее задание.
1.Выучить
наизусть отрывки из баллады.
1 группа. От слов: «Смолкло все опять кругом...»
до слов: «Ах!.. и пробудилась».
2 группа. От слов: «Тускло светится луна…» до
слов: «Ангел-утешитель».
3 группа. От слов: «Где ж?.. У зеркала одна…» до
слов: «Радость иль кручину?»
4 группа. От слов: «Что же твой, Светлана, сон…»
до конца баллады.
2.
Индивидуальные задания:
- подготовить
сообщение о крещенских гаданиях, комментарий строк в начале баллады, где речь
идет о действиях гадающих;
-подготовить
сообщение о значении имени «Светлана».
3.Групповое
задание.
1 вариант. Выписать из текста баллады слова,
связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет».
Какое значение они приобретают в тексте?
2 вариант. Выписать из текста баллады слова,
связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в
тексте?